Классное Радио «Движения Первых»

Детские железные дороги

2024-06-24 10:53 Новое Читай тексты
Как устроены детские железные дороги и зачем они нужны: богатая история и современные реалии
Каждое лето в России и некоторых странах СНГ запускают компактные поезда, похожие на уменьшенные «Ласточки». Ездят они по узкоколейке, а управляются и обслуживаются юными железнодорожниками.

Первая детская ЖД

Она появилась ровно 89 лет назад в Тбилиси. Дети самостоятельно построили в местном парке железную дорогу: уложили рельсы, возвели станции. Проектировали дорогу они же, а не взрослые — те только помогали с расчётами. Работа проводилась как школьная практика, заменяя уроки.

Так, 24 июня 1935 года появилась одна из первых детских железных дорог.
Дети, проводившие стройку, были там и работниками: машинистами, начальниками станций, стрелочниками, дежурными, кондукторами, кассирами, дорожными мастерами. У дороги даже была своя газета «Сталинский электровоз».
Изначально не было масштабных планов по возведению полноценной дороги — на её месте планировался только макет. Но выросшая из этой идеи реальная железнодорожная ветка положила начало новой программе профориентации.

Интересный факт: из 19 строителей ДЖД, которые оканчивали школу в тот год, 17 поступили в транспортные вузы.

Строительный бум

Всего в СССР было построено 60 детских железных дорог. Самая длинная появилась в Свободном Амурской области — она достигала 11,6 километра.
Все ДЖД были очень разными: различались составы, станции, размеры. Зачастую никакой реальной транспортной функции он не имели — пассажиры следовали «из ниоткуда в никуда». Но есть исключения:

  • Горьковская ДЖД. Соединяла Горьковский автозавод с одним из районов города и была полноценным городским транспортом.
  • Читинская ДЖД. Массово перевозила дачников из города в ближайший дачный поселок.
  • Оренбургская ДЖД. Соединяет город с зоной отдыха с многочисленными детскими лагерями.

Что было после СССР

В 90-х, после распада Советского Союза, многие детские железные дороги лишились финансирования и были закрыты. К идее вернулись в нулевые: некоторые старые дороги отреставрировали, также появилось несколько новых. Например, в Новосибирске и Санкт-Петербурге.

Сегодня ДЖД действуют в 25 городах России.
Главной целью ДЖД остаётся профориентация. Фактически ребёнок может быть кем угодно: от машиниста до проводника.

Сначала ребята изучают теорию, где знакомятся с азами профессии, а затем аттестовываются и переходят к практике — главному событию лета, которое может стать началом профессионального пути.
В 2022 году в проекте работали 15 тысяч школьников. За лето они перевезли 580 тысяч пассажиров. При этом «выпустилось» еще 930 учеников — почти 70% поступили в профильные вузы и техникумы.
В рамках Движения Первых. Профессия ты так же сможешь пройти практику на Детской железной дороге. А ещё познакомиться с другими специальностями и понять, в чём твоё призвание!