Как устроены детские железные дороги и зачем они нужны: богатая история и современные реалии
Каждое лето в России и некоторых странах СНГ запускают компактные поезда, похожие на уменьшенные «Ласточки». Ездят они по узкоколейке, а управляются и обслуживаются юными железнодорожниками.
Первая детская ЖД
Она появилась ровно 89 лет назад в Тбилиси. Дети самостоятельно построили в местном парке железную дорогу: уложили рельсы, возвели станции. Проектировали дорогу они же, а не взрослые — те только помогали с расчётами. Работа проводилась как школьная практика, заменяя уроки.
Так, 24 июня 1935 года появилась одна из первых детских железных дорог.
Так, 24 июня 1935 года появилась одна из первых детских железных дорог.
Дети, проводившие стройку, были там и работниками: машинистами, начальниками станций, стрелочниками, дежурными, кондукторами, кассирами, дорожными мастерами. У дороги даже была своя газета «Сталинский электровоз».
Изначально не было масштабных планов по возведению полноценной дороги — на её месте планировался только макет. Но выросшая из этой идеи реальная железнодорожная ветка положила начало новой программе профориентации.
Интересный факт: из 19 строителей ДЖД, которые оканчивали школу в тот год, 17 поступили в транспортные вузы.
Строительный бум
Всего в СССР было построено 60 детских железных дорог. Самая длинная появилась в Свободном Амурской области — она достигала 11,6 километра.
Все ДЖД были очень разными: различались составы, станции, размеры. Зачастую никакой реальной транспортной функции он не имели — пассажиры следовали «из ниоткуда в никуда». Но есть исключения:
- Горьковская ДЖД. Соединяла Горьковский автозавод с одним из районов города и была полноценным городским транспортом.
- Читинская ДЖД. Массово перевозила дачников из города в ближайший дачный поселок.
- Оренбургская ДЖД. Соединяет город с зоной отдыха с многочисленными детскими лагерями.
Что было после СССР
В 90-х, после распада Советского Союза, многие детские железные дороги лишились финансирования и были закрыты. К идее вернулись в нулевые: некоторые старые дороги отреставрировали, также появилось несколько новых. Например, в Новосибирске и Санкт-Петербурге.
Сегодня ДЖД действуют в 25 городах России.
Сегодня ДЖД действуют в 25 городах России.
Главной целью ДЖД остаётся профориентация. Фактически ребёнок может быть кем угодно: от машиниста до проводника.
Сначала ребята изучают теорию, где знакомятся с азами профессии, а затем аттестовываются и переходят к практике — главному событию лета, которое может стать началом профессионального пути.
Сначала ребята изучают теорию, где знакомятся с азами профессии, а затем аттестовываются и переходят к практике — главному событию лета, которое может стать началом профессионального пути.
В 2022 году в проекте работали 15 тысяч школьников. За лето они перевезли 580 тысяч пассажиров. При этом «выпустилось» еще 930 учеников — почти 70% поступили в профильные вузы и техникумы.
В рамках Движения Первых. Профессия ты так же сможешь пройти практику на Детской железной дороге. А ещё познакомиться с другими специальностями и понять, в чём твоё призвание!