Подходит к завершению 2023 год. Он был простым и сложным, веселым и грустным, он был всяким. Но абсолютно точно - мы его не забудем и будем вспоминать. В финале года, в гостях у автора подкаста "Родные-любимые" Наталии Мандровой побывал особенный человек - человек-праздник, человек-радость, человек-счастье, человек-Море! Если совсем точно, то Стас Море.
_______________________________________________________________________________________________

Пожалуй, это самый яркий выпуск подкаста и очень хорошо, что такой гость пришел к нам под самый Новый год. Стас расскажет, чем он занимается вместе с сыном Артемием, кем хочет стать Артемий. Также он раскроет секрет появления своего псевдонима — «Море», вспомнит, как родители поддерживали его творческие начинания, поделится любимыми местами отдыха семьи и, конечно, исполнит свои песни.

Слушай и заряжайся приятным новогодним настроением!
PS. От всей души хотим поздравить автора подкаста, Первого заместителя Председателя правления "Движения Первых", любимую маму "Большой Перемены"и просто очень хорошего человека Наталию Мандрову с Днем Рождения! Всех благ! Счастья! Все только начинается!!!

#РодныеЛюбимые #ДвижениеПервых #КлассноеРадиоПервых

ТЕКСТОВАЯ ВЕРСИЯ

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Всем привет! С вами подкаст «Родные-любимые» семейного сообщества «Движения Первых» и я его ведущая Наталия Мандрова. Сегодня в студии Классного радио «Движения Первых» новогоднее настроение и праздничная атмосфера. И это не случайно. До самого любимого всеми праздника – нового года остались считанные дни. И сегодня в нашем итоговом выпуске подкаста особенный гость. Я рада приветствовать музыканта, автора и исполнителя Стаса Море.

СТАС МОРЕ: Здравствуйте!

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Ты же предновогодний выпуск.

СТАС МОРЕ: Да, настроение прямо уже соответствует.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Я думаю, что время исполнять мечты. Я думаю, что практически каждый, кто нас сейчас смотрит, хочет знать почему ты – Море?

СТАС МОРЕ: (смеётся) Вот это самый популярный вопрос, да? Прямо в точку. Я вот, наверное, скорее исполню песню. Та песня, которая, собственно, и породила этот псевдонимом, а в моем случае «Море». Но она называется «Тульское море» (поёт).

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Слушай, ну ты — туляк, я так понимаю. Убежденный причем.

СТАС МОРЕ: Да.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Слушай, ну я уверена, что у тебя была неоднократная возможность перебраться из Тулы, но ты остаешься убежденным туляком. Почему?

СТАС МОРЕ: У меня как-то все связалось. Настолько связалось плотно, сильно с Тулой, что я планирую еще в перспективе будущей как-то переехать куда-то в теплые края, потому что я все-таки такой теплолюбивый человек. Мне либо вот прямо очень хорошо, тепло, комфортно, либо я люблю, конечно, такую зиму, настоящую. К сожалению, в центральной части России зима — она какая-то непостоянная, нестабильная. И не хватает этих морозов, таких сибирских, северных. Хотя даже сейчас, буквально недавно тоже был в Сибири, и было не так прямо как-то по-сибирски. Там тоже говорят люди, что меняется резко погода. Но у меня там семья, я там обрел свою настоящую любовь. Моя супруга, которая встретилась мне на пути в 2005 году после окончания ВУЗа, когда я был, с одной стороны, реализовывавшийся уже в таком-то любимом занятии, в любом деле. Я занимался уже тогда плотно… там работа на сцене, мероприятиями различными, то есть организацией праздника и дарением радости людям. Но мне чего-то не хватало. Вот была не на месте душа, такое неспокойствие внутреннее. Прямо все было не так, как нужно. И когда я встретил ее, все поменялось, прямо на какое-то время я сначала успокоился. Потом вернулся опять в эту всю профессию, но уже более осознанно, уже с такой легкой душой. Потом родился сын. Сын сейчас учится в школе, 8 класс. И опять переезд, какой смысл, когда у него там уже сложилась своя экосистема общения, контактов, друзей. И с каждым годом я все больше понимаю, что мне уже здесь комфортно. До Москвы, с одной стороны, все аэропорты, все какие-то ключевые события через Москву проходят. Там ехать два часа, в зимний период может быть чуть больше из-за дорог заснеженных. Но вот как-то я даже люблю уже эту дорогу. У тебя два часа как раз до Москвы от Тулы. Есть время на мысли, на помечтать, на посочинять. Очень много песен написано именно в этой дороге. Потому что, например, ту же самую Москву взять, я понимаю, что здесь больше возможностей с точки зрения реализации творческой, амбиций. Очень много друзей уже здесь находятся и переехали сюда. Но здесь ты выходишь из дома, сразу начинается суета. А в Туле я выхожу из дома, у меня есть запас времени на то, чтобы как-то подготовиться к этой суете, доехав до Москвы. И город становится очень красивым. С каждым годом все больше каких-то интересных мест для досуга, каких-то интересных кафе, ресторанчиков, прогулочных променадов. Все это впечатляет, радует.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Слушай, давай мне двойку поставим по географии. А что такое Тульское море?

СТАС МОРЕ: Тульское море — это такая мечта, фантазия. Эта мечта возникла при том, что даже не у меня, хотя я очень мечтательный человек. У одного моего знакомого хорошего где-то одиннадцать лет назад, наверное, такая вот появилась «утка» в видеообращении к губернатору. Знакомый как раз мне человек, который в этом обращении высказал вот такую вот просьбу, что к вам все приходят с вопросами о том, чтобы улучшить жизнь, решить вопросы с ЖКХ, с пенсиями, с дорогами, говорит: нам людям хочется немного другого склада характера, хочется море, дайте нам море. Даже появилось такое движение, потом называлось «Мадабль». Там лучше не расшифровывать. И это вызвало очень большую реакцию. Тогда не так активно еще люди пользовались интернетом и в ВКонтакте этот видеоролик прямо разошелся на ура. И мне так тоже понравилась эта идея. Написал тут же песню, сначала один куплет с припевом. Потом у нас местные СМИ тоже подхватили эту инициативу. Позвонили мне, говорят: мы хотим взять интервью, чтобы вы рассказали про эту идею. Хорошо, пока я ехал на интервью, за полчаса написал еще один куплет с обращением непосредственно к губернатору. Потом я переделал спустя какое-то время этот куплет с обращением к президенту, потому что губернаторы у нас сменяются и песни становятся периодически неактуальны, а президент, слава богу, пока остается. И эта песня будет жить долго. Эта песня даже ушла за пределы Тулы и вызвала такую реакцию. Много от куда писали, из разных городов, даже из стран, как здорово, молодцы, так все весело у вас! И мы образовались командой творческих сознательных людей, некое сообщество неравнодушных к городу. Мы начали создавать творческие культурные мероприятия. У нас был один большой проект, назывался «Пикник у ДКЖ». Рядом с дворцом культуры железнодорожников была большая площадка, и мы там делали открытый пикник в летний период времени. Ставили бассейн каркасный, который у нас назывался «Тульское море». Был еще маленький бассейн — у нас это детское море, и много разных активностей. Все, кто желал, приходил к нам. Кто занимался рукоделием, играми, интерактивами приходили. Собственно, у нас получался большой праздник, и он вызывал хорошую реакцию у людей. Потом все участники нашей команды, объединившись, решили, что нам нужен монифест. Мы написали монифест о том, чтобы преобразовывать жизнь города в ярких красках, больше добавлять культурных мероприятий. И мы так этим загорелись, но в итоге каждый пошел чуть позже по своему пути и начал реализовываться самостоятельно. Но в целом, если так собрать, то все так или иначе наполняют, как жизнь города, даже жизнь страны, вот этим творчеством, настроением, радостью. Так что это дело и живет. Тульское море — это скорее больше про вот такое эмоциональное, про радость жизни, про культурные какие-то события, про фантазии, про творчество.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А когда проходит это мероприятие?
СТАС МОРЕ: Это в течение года все так бурлило, кипело, потом немножечко сошло на нет, потому что все по своим путям пошли. Я в то время попал еще на один большой молодежный форум, увидел возможности для себя как для исполнителя, автора, что моя позитивная музыка может быть актуальна. Потому что среди моих друзей, когда я начал писать, сначала как-то так неоднозначно ко мне относились, говорят: ты что, с ума сошел, так что у меня этот переход резко случился.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Да-да-да, мне кажется, это важно об этом рассказать, потому что, насколько я понимаю, у тебя образование… ты университет окончил в Туле, и вообще у тебя страшная специальность, я её даже не смогу произнести. Ты обучался, чтобы проектировать вычислительные системы.

СТАС МОРЕ: Ну скорее это было больше связано именно с оружием. То есть эта кафедра, которую я заканчивал, и она прям про оружейников, про настоящих инженеров, и один из таких...

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А как называть еще раз твоя специальность?

СТАС МОРЕ: Специальность «Импульсные тепловые машины», если не ошибаюсь. Я точно формулировку уже не помню, потому что для меня с первого семестра стало понятно, что я немножечко не на свое место пришел. И все дальше переключилось на творчество. Чуть ли не через несколько месяцев я уже играл в КВН за факультет, выступал в хоре «Камерутон» вузовском, вот это все позволило мне завершить учебу, получить все тепло.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Но друзья у тебя были соответствующие, я так понимаю. Серьезные люди.

СТАС МОРЕ: (смеётся) Да, сам по себе город оружейников. Мне было на тот момент 17-18 лет, нужно было выбирать свое призвание и профессию, выбирать ВУЗ, куда поступать. Я сначала сходил в музыкальное училище, попробовал, показал свое мастерство. Мне сказали, что все здорово, у нас мальчиков не хватает, приходите. Потом я понял, что там нет брони от армии. Времена тогда были крайне тяжелые — 1999 год. И какой смысл идти поступать в музыкальное училище, если меня тут же заберут в армию, на осенний призыв уже даже попадал или на весенний. Мне еще нравилась очень сильно математика. Я, собственно, из маленького провинциального городка Тульской области. Меня тогда пригласили в первый лицей в Туле, такое престижное учебное заведение, учиться в областной класс. И вот, два года отучившись, мне как бы в инженерном направлении было легко поступать, то есть на инженерные специальности. И когда я пришел в ВУЗ, на дне открытых дверей увидел презентацию той кафедры, на которую в итоге пошел. Там пистолеты, пулеметы, автоматы, там так радостно. Какой-то человек рассказывал про вот это все, и я, как мальчик, естественно, но в этом подростковом еще довольно-таки в возрасте, как-то меня это увлекло, классно во все это живьём поиграться. Если в детстве мы играли, себе вырезали это, пистолетики покупали какие-то такие игрушечные, а тут можно было все наглядно посмотреть, разобрать, как-то даже поучаствовать в проектировании всего этого. Но прямо с первого семестра я помню, начал ходить как-то на лекции, потом как-то все это скучно…а я, как человек уже творческий, уже получивший прививку этой радости на сцене, радостной реакции аудитории, и вот все немножко поменялось.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А у тебя есть какое-то музыкальное образование?

СТАС МОРЕ: Да, музыкальная школа по классу фортепиано, 7 лет учился. У меня папа-музыкант…

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Профессиональный музыкант?

СТАС МОРЕ: Да. У него было музыкальное училище как раз за плечами. Единственное, что высшее музыкальное образование он, к сожалению, не получил. Там были трудности с поступлением, потому что это не совсем даже его касалось, он был очень увлеченный, но это не помешало ему быть действительно вот таким профессионалом с большой буквы. Всю ту атмосферу, которую я вспоминаю по сей день, которую создавал он, играя на любом абсолютно инструменте… это было что-то необычайное, трогало, мурашки и слезы. Он настолько погружался, настолько был музыкален, настолько он в музыке себя реализовал и чувствовал комфортно, гармонично, что это распространялось на всех. И потом, музыкальной школе я в принципе даже не противостоял. Единственное, что у нас был спор — на тему выбора непосредственно инструмента. Мне нравилась на тот момент почему-то скрипка и аккордеон, хотя папа мой как раз закончил баян, его был инструмент основной, а меня отдали на фортепиано. Впоследствии я понял, что фортепиано – это здорово. Это очень классический академический инструмент, красивый, но вот для жизни он не очень пригоден. Потому что когда я достиг возраста пубертатного, скажем так, возраста где-то 14-15 лет, уже начали нравиться девчонки. Уже не просто за косички дергать, хотелось с девчонками общаться, хотелось чего-то нового, пока неизведанного. Тогда я, будучи застенчивым ребенком, не знал, как найти этот контакт. И на примере некоторых ребят, которые с гитарами приходил к в кампанию, я видел, как просто меняется атмосфера. Когда ребята садились за гитару, начинали петь песни, все девчонки сразу фокусировались на инструменте, на этих ребятах, и уходили с ними дальше гулять. И мы там с моими друзьями, они тоже были застенчивые ребята, как-то оставались в стороне. Тогда я начал понимать, что мне нужно. Фортепиано, просто физически оно огромное, там больше 100 килограмм весит, не вытащишь на улицу, как-то не проявишь себя в этом отношении. Я помню, пришел к папе, он мне преподавал музыку во дворце пионеров в нашем городке, учил ребят играть на различных инструментах и говорю: пап, мне нужен инструмент, мне нужна гитара, помоги мне. Он говорит: у меня нет гитары, сынок, есть какие-то куски похожие на гитару, они валяются где-то в углу, попробуй из этого что-то сделать. Я в итоге сам собрал свою первую гитару, склеил ее, покрыл половым лаком, натянул струны. Это был, конечно, дубовый инструмент. Наверное, если сейчас бы я взял руки такой инструмент, мне было бы сложно на нем что-то сыграть.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А сохранился этот инструмент?

СТАС МОРЕ: Нет, я даже не знаю судьбу уже этой гитары, но с того момента, собрав инструмент, выучив некоторые песни из русского рока, потом это пополнялось, конечно, уже коллекция, я начал ходить во двор с гитарой. И это совершенно уже другая была атмосфера. Я был центром притяжения, и стало легче общаться с девчонками, с друзьями. Какие-то песни посвящал своим друзьям, девчонкам. То есть уже совершенно другая была магия общения.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: И когда ты начал писать свои песни?

СТАС МОРЕ: Писать начал сравнительно недавно, по таким меркам, первая песня родилась, когда мне было двадцать девять. Но у меня были очень интересные обстоятельства, волшебные какие-то. До сих пор объяснить это на каком-то понятном языке, наверное, сложно, потому что в то время у меня была очень сложная пора, была прямо депрессия. По-настоящему я понимаю с того момента людей, которые говорят про депрессию, что это настолько тяжело, что порой даже встать с кровати невозможно. Вот я испытывал тяжелые состояния. Была разруха в отношениях, в семье, уже супруга мне собрала чемоданы и вещи, говорит: иди, ищи себе другое пристанище. Все было сложно. И в какой-то момент какими-то немыслимыми знаками, обстоятельствами в мою жизни пришла Матрона Московская, появилась икона жизни описания. Один человек, которому я провел в этот момент свадьбу, тоже с непростой историей, как-то, увидев моё немножко печальное лицо, когда я пришел ему отдавать какие-то материалы после свадьбы, говорит: что с тобой? Заходит домой, выносит мне иконку «Матрона» с молитвой на обороте и с книжкой «Житие Матроны Московской», говорит: может быть, тебе это поможет, мне иногда помогает, почитаю пару страниц про ее жизнь, про ее чудесные истории, и как-то становится легче на душе. И я тогда удивился, но думаю, раз такой подарок пришел, надо как-то этим воспользоваться. Начал читать молитву. Это действительно на протяжении кого-то времени очень помогало, были светлые чувства, и очень позитивно сказывалось на жизни, на отношениях, в том числе в семье. А через полгода я немножко начал… как бывает, когда ты к чему-то привыкаешь, ты перестаешь это ценить. Я через день, через два, потом перестал совсем читать молитвы. Тогда как раз я пришел к этой депрессии спустя год, к такому тяжелому состоянию. И опять столько было знаков, которые меня вели непосредственно на Таганку, в Покровский монастырь, где Матрона Московская. Я все как-то откладывал. Я помню, даже к подъезду, когда подходил, все было заклеено афишами. В итоге познакомились неожиданно с человеком, которая тоже периодически бывала у Матроны. Мы как-то разговаривались, какие-то общие интересы, какие-то волшебные моменты нашего знакомства. И через несколько дней она меня повезла к Матроне, потому что я был в полубреду. Когда говорят про какой-то плацебо эффект, это вообще не про это, потому что я даже не подозревал, что со мной может произойти. Мы приехали в Покровский монастырь. И я встал, там традиционная очередь есть, и два часа стоял, читал акафисты, молитвы, и через два часа вышел из депрессии в совершеннейшее счастливое состояние. Когда я вышел за ворота, мы сели в машину, я сел на соседнее кресло впереди и всю дорогу, вжавшись в кресло, ехал с улыбкой на лице. Улыбаюсь, и из меня просто какой-то свет, и этот свет вокруг. Потом в течение нескольких недель я ходил улыбался, как блаженные скулы болели от радости. Радость и совершенно другой мир. В нём столько любви, столько всего, никаких страхов внутри нет, как будто бы меня прополоскали в святой воде, наверное. Совершенно новое все для меня тогда стало, и ушли все какие-то переживания, все скорби. И на смену этому пошли потоком тексты. Я до этого не писал. То есть музыкальное образование, музыкой я так или иначе увлекался, но не писал тексты.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Ты исполнял чужие?

СТАС МОРЕ: Да. И мне всегда хотелось писать. Я садился и начинал рифмовать слова, но это была какая-то дурость от головы, от ума, какие-то несвязанные, неискренние мысли. А тут всё прямо потоком. Я просто это конспектировал. Потоком желаний появилось прямо искренне отдавать, благотворить. То есть, если раньше я мог сидеть и ждать, когда мне позвонят, позовут куда-то, если кому-то могу что-то сделать полезное. Тогда я вёл мероприятия, свадьбы, корпоративы. Я ждал, вот мне должны позвонить. Вот я такой особенный. А тут я понимаю, что я не хочу сидеть, ждать, я хочу, наоборот, отдавать. Начал ходить, всем предлагать совершенно безвозмездно свои какие-то услуги. Начал взаимодействовать с разными интернатами, детскими учреждениями, помогать людям, кто нуждается. Начал заниматься социалкой. В общественную тоже вошёл. Увидел людей, которые страдают, потому что мало внимания, например, органов власти, и начал как-то здесь влиять, помогать. Такое было состояние с того момента фактически, и песня стала сопровождать меня.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Так что за песню ты написал тогда первую?

СТАС МОРЕ: Первая песня…Наверное «Тульское море» она и стала немножечко первой в некотором смысле. Есть ещё песня, называется «Молитва», которая описала, в общем, то состояние, в котором я пребывал до. Прямо вот за неделю до. Потому что она про искреннее обращение к богу и ко вселенной с вопросом о том, что всё горит внутри, я не знаю, что делать, я хочу ответ, помоги. Наверное, в течение года я жил в этом состоянии. Каждый день вставал, говорил: Господи, зачем я здесь, что от меня ждут, кто я, чем я могу быть полезен, для чего эта жизнь вся, я не понимаю. У меня какое-то было состояние сильного запроса и при этом сильного непонимания.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Она записана у тебя эта песня?

СТАС МОРЕ: Да, есть.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: У тебя на канале?

СТАС МОРЕ: Она есть скорее в ВК. Туда я загружал, потому что тогда не было площадок, как сейчас цифровых, с которых можно слушать музыку или я не знал об этом. Я просто выгрузил в ВК. Она живёт. Потом, в недавнем прошлом, я перезаписал ее в акустической версии на студии. Но исполняю редко, потому что это очень откровенное, искреннее. А так у меня путь ведет все-таки через радость к людям. И сейчас очень много общений. Я очень благодарен вселенной, богу за то, что у меня есть возможность общаться с детьми. Сейчас моя музыка привела меня прямо к детям. Вот этот год, когда песня «Будь первым» стала таким достоянием и одной из заглавных песен «Движения Первых». Я стал очень много путешествовать и выступать в детских лагерях, на детских каких-то мероприятиях, на открытии первичных отделений «Движения Первых», на фестивале «Движения Первых». И когда дети не просто, если раньше даже вот в большой перемене, с пятого класса начинают, а здесь есть вообще первоклассники, 8-9 лет ребята. Они такие искренние. Это так вдохновляет, потому что в жизни, в этой суете, когда ты взрослеешь, ты теряешь порой адекватность.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А ты повзрослел, как ты думаешь? Я видела твое интервью где-то, где ты стихи свои читаешь, такую поэму «Когда я повзрослею». Вот у меня к тебе вопрос. Ты повзрослел, скажи?

СТАС МОРЕ: Как раз в конце этого стихотворения я говорю о том, что: «когда-нибудь, друг мой, я постарею, но взрослым точно мне уже не быть». Это осознание. Да, я понимаю, что моё тело будет видоизменяться. Оно видоизменяется, появляется белый налёт. Я себя даже представляю в образе настоящего деда Мороза в какой-то момент, потому что это один из персонажей, который дарит людям радость. А моё служение — это говорить о радости и помогать людям радоваться через музыку, через творчество, через общение, но быть взрослым. Все эти люди, кто себя считает, причисляет к разряду взрослых, об этом говорит, как правило, очень нерадостные. И радости во взрослой жизни я тоже не нашёл для себя. Скорее, находясь вот в таком сознании ребёнка в хорошем смысле, не то что какой-то немножко дурной, я воспринимаю этот мир с любовью, с радостью, как у детей, искренне. Чем отличается сознание ребёнка. Тем, что ребёнок чувствует и тут же действует. У него нет такого глубокого самоанализа.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Да, и какой-то рациональности в действиях.

СТАС МОРЕ: Да, и это очень экологично, очень просто и понятно вот. Увидел ты горку снежную: а, побежали, всё в «Царь горы» играем. А взрослый человек увидел снежную горку: о, снежная горка — это значит, там не проехать, снегом засыпало машину, ещё что. Куча проболематизаций, куча триггеров каких-то невероятных, которые в принципе не имеют какого-то глобального значения для жизни.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Ну дети ждут чудо, а ты ждёшь ещё каких-то чудес в своей жизни?

СТАС МОРЕ: Конечно, я этим напитан, пропитан. Чудеса, они вокруг нас постоянно. Для меня чудеса — это смотреть, наверное, в детские глаза. Когда окунаешься в яркий мир и вместе с ними проживаешь, прыгаешь, скачешь и осознаешь себя ребёнком. Это что-то невероятное. У меня есть стихотворение, которое, к моему счастью, вызвало большую реакцию у людей, оно часто влетало в тренды в различных социальных сетях. Называется «Верю в чудеса». И даже так случилось, что в этом году Российское общество «Знание» организовало национальный конкурс для авторов стихов и песен на патриотическую тематику, и это стихотворение победило.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Да ты что! Прочитай его, пожалуйста, я его не знаю.

СТАС МОРЕ:

А знаете, я верю в чудеса
Особенно, когда открыто, без стеснений
Смотрю в большие детские глаза
Такие искренние, не боящиеся мнений

Да, да, я верю в чудеса
В волшебников, без палочек и заклинаний
Что мир меняют, расправляя паруса
Своих безмерных душ, всем беззаветно помогая

Вы удивитесь, но я верю в чудеса
А как не верить, если чудеса повсюду
Они живут в горах, в морях, в лесах
В сердцах людей, доверившихся чуду

В улыбках, в светлых чувствах, в искренней любви
Живет волшебная энергия вселенной
Освободись от страхов и живи
И станешь сам творцом чудес
Всенепременно..

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: То есть на полном серьезе тебе стало 29 лет, и ты начал писать стихи? И до этого ты ничего не писал?

СТАС МОРЕ: Нет. Были какие-то попытки. Я помню, как припевчик какой-то родился, четверостишье. Потом я это преобразовал уже в песню. «Ночь за окном из звезд в …, Кассиопеи пленительный взор. Образ вселенский ночами мне снится, в небе рисуя печальный узор». Вот такая была строчка. Мне так хотелось это дальше продолжить, потому что какая-то атмосфера возникла, но не получалось. Потому что уже со временем понял, что поэзия — это скорее состояние души. И когда осознаешь, что это, как говорят, божий дар или светлое состояние просветления, когда ты соприкасаешься с духовным миром, все становится очень гармоничным и у всего появляется звучание. А люди, кто выражает свои чувства через картинки, краски, начинают рисовать так, что у тех, кто визуально воспринимает мир, тоже что-то невероятное внутри происходит. Я аудиал. Я слышу музыку, понимаю, когда это действительно рождается в состоянии духовной радости, когда человек соприкасается с творцом. Я помню, даже в музыкальной школе, в третьем классе мы проходили творчество Иоганна Себастьяна Баха. И я тогда первый раз осознал, что что-то странное происходит со мной. Потому что мне было девять лет. Но когда мы слушали на пластинке его самое популярное творение «Токката и фуга ре минор», я ощутил, что расслоился с телом и как будто бы сверху наблюдал за происходящим. То есть какое-то состояние немыслимое. И потом я так влюбился в произведения этого композитора, что играл их всегда с удовольствием. Когда мне давали играть Баха, я разбирал его, сидел и занимался. Были еще интересные произведения, но когда какие-то гаммы, аккорды нужно было на технику, это всегда из-под палки и там много чего… потому что хотелось гулять, бежать с ребятами общаться. Все-таки такой подростковый период. Но за Баха я садился, обожал его. Потом я узнал, что этот композитор написал очень много произведений для католической церкви. Его, наверное, половину произведений играют на службах в храмах. И когда я побывал первый раз в девять лет от дворца пионеров… Была туристическая поездка с детьми, непосредственно кто занимался в дворце пионеров. Мама с папой возглавляли эту поездку. Мы ездили в Прибалтику. Это был 1990 год. Я помню впечатления, когда я первый раз попал в католический храм и послушал органы. Это было восхищение, как бы невероятное состояние. Правда, недавно я пробовал вновь что-то подобное пережить. Ходил я как-то с мамой в зал им. Чайковского. Там тогда играл филармонист московской филармонии Гарри Гродберг. Его супруга ему помогала, потому что, чтобы все педали нажимать на органе, чтобы одновременно все это работало, нужен рядом стоящий человек. Ему тогда было 89, по-моему, супруге 86. Пожилые люди. И я помню, задремал. Мы сидели в амфитеатре сверху. Играл орган, сначала это впечатлительно было, а потом на третьем или четвертом произведении мама меня толкает: «Сынок, не храпи. Как-то неудобно» (смеётся). Я такой думаю, ну как же так, я же ждал, думал, что что-то опять произойдет, но ничего не включилось. Потом думаю, может быть, из-за того, что музыкант, который играл, он уже довольно в зрелом в возрасте. Может быть ему не удается передать эту энергетику, потому что не только инструмент участвует в этой атмосфере, но и человек, который играет на инструменте. Потом как-то был в Калининграде. Там есть заглавный католический собор. И там как раз находится самый большой, как считается, в Европе орган. Были концерты. Сходил на один из таких концертов и тоже задремал где-то на третьем произведении. Думаю, что же такое, что со мной не так. Но все равно вот та история, я думаю, очень сильно повлияла на меня. Это я уже впоследствии слушал разных больших музыкантов. Тоже говорят о том, что классическая музыкальная школа дает те самые невероятные, волшебные ключи от постижения мира в его большем виде. Не только то, что мы можем видеть, осязать, трогать. А в каком-то невероятном состоянии, когда ты действительно как будто бы вырываешься из тела и осознаешь, что этот мир — он невероятно волшебный, чудесный. Ты в нём можешь творить эти чудеса сам.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Слушай, два дня остается до нового года, время подводить итоги. Что было в этом году? В уходящем 2023 году.

СТАС МОРЕ: Он был прекрасным. Очень много каких-то невероятных событий со мной произошло. Опять же знакомство с огромным количеством детей. И вот какой-то контакт и дружба с миллионами детей по всей нашей стране и за ее пределами. Мне это подарило очень много энергии, состояние детскости. Как будто я молодильных яблок наелся, но в качестве внутреннего состояния. У меня появился кот. Тоже такой интересный. Бенгальский котёнок.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Откуда взялся?

СТАС МОРЕ: Мы долго думали с супругой о том, что сын уже подрос. Ему 15 лет. Буквально недавно отпраздновали. Уже взрослый, можно сказать, мужчина. Потому что, когда он ходит по дому, у него уже комната, дверь закрывается обязательно периодически на ключ. Взросление происходит. Он уже немножко дистанцируется. Но это прямо взрослый человек. И уже нет какой-то ласки, в которой так нуждаешься. Я помню, еще год назад мой идеальный день начинался с того, что у меня супруга — жаворонок, она встаёт чуть раньше, я соответственно просыпаюсь чуть позже. Но вот я просыпаюсь, она приходит, меня целует, желает доброго утра. Я после этого глаза раскрываю, говорю: «Сынок!». «А, что папа?». Говорю: «Сынок, иди сюда!». Приходит, немножко кряхтит, ложится рядом, я его обнимаю. И вот мы втроем все обнимаемся. Так начинался идеальный день. Это все сразу на улыбке, сразу только радость, любовь, благодарность. Сейчас уже сложнее. И нужно было какое-то решение, потому что не хватало такого милого состояния. Мы искали, подбирали. Нашли эту породу бенгальских котов. Выяснилось, что это очень эмпатичные животные. Они не боятся, не защищают свои территории. Он очень игривый. У него шерсть не лезет. Теперь в доме волосы на полу если встречаются, то это исключительно мои. До этого у нас был кот. Он был шотландский, английской породы. Он был немножко злым. То есть в гостей, кто новые люди приходили в квартиру, он вечно кидался, еще что-то, свирепо решал вопросы. Хотя своих он всех знал, ценил, любил. Но от него была шерсть. Теперь только шерсть от меня. Еще думаю, чуть позже я реализую еще одну большую мечту. Устрою дом. Потому что сын уже есть, уже взрослые дома. Все-таки нужно построить дом.



НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А сам ты вырос где? Ты вырос в городской квартире или вырос в усадьбе?

СТАС МОРЕ: Где-то до пяти лет мы переезжали по съемным квартирам. Где-то в комнатах жили с семьей, с папой, с мамой, у бабушек, у дедушек. Потом, в какой-то момент, я помню, папа собирал деньги, сам потом уже узнал, на покупку машины. Он набрал сумму в пять тысяч рублей. Тогда, в 80-х, это уже было достаточно. Но мамина мама стояла на том, что нужно строить дом, что хватит скитаться, нужен дом. Тогда папа согласился и началась стройка. Дедушка, мамин папа, был строителем. Он помогал. Вся кирпичная кладка, вся история постройки непосредственно была в его в руках. И спустя несколько лет появился дом. То есть где-то лет с семи я уже жил в доме. Правда, там периодически все равно были ремонтные работы, то есть такой запах извести. Это до сих пор вызывает приятные впечатления. То есть все-таки это из детства. Я как-то оказываюсь на стройке, где именно каменные дома строятся. Но я сейчас строю каркасный дом с деревом, потому что мне хочется деревянной атмосферы.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: У себя же в Тульской области, да?

СТАС МОРЕ: Да. Неподалёку я приобрел кусочек земли, шесть соток в садовом товариществе. И там рядом еще сосновый лес.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Будешь садоводом.

СТАС МОРЕ: Хочется тишины, покоя. Когда возвращаешься после гастролей, после поездок, командировок хочется, чтобы птички пели, чтобы меньше было технического шума. С семьей, чтобы можно было пожарить на мангале что-то. Я очень люблю мангал. Я люблю готовить, а на мангал это, наверное, вторая моя любовь после музыки.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Так, у тебя появился кот. Еще что?

СТАС МОРЕ: Появился кот у меня Марсель. Плюс в этом году…

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: О, тоже морской, я так понимаю! Морской волк Марсель.

СТАС МОРЕ: Это еще с какой-то с планетой может быть даже немножко связан. Но искали такое, чтобы сочетание было как Барсик. Что-то такое.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Да ладно, Марсель —это город на Средиземном море.

СТАС МОРЕ: Вот я еще не был на Средиземном море. А есть такая мечта — посетить все океаны и все моря. В прошлом году я посетил Северный Ледовитый океан. Тогда родилась песня «Арктика». И кстати, песня «Арктика» тоже в конкурсе от общества «Знание» стала победителем. Я исполнял ее на гала концерте в составе народных заслуженных артистов. Это тоже интересное впечатление. Она тоже признана как патриотическая песня. Но для меня в принципе патриотика — это про любовь, про путешествия, про страну нашу в какой-то радостной форме, про знакомство с нашей страной, про какие-то проживания интересные, радостные. Все как-то с этим связано. И я очень рад, что моё творчество оказалось услышанным. Очень много в этом году путешествовал. Проехал практически всю страну. Побывал второй раз на Камчатке, на форуме «Экосистема». Тоже впечатлился опять этим регионом. Единственное в очередной раз, вот в прошлом году был, в этом году не успел закрыть гештальт, сходить на вулканы. И китов еще до сих пор не видел. Тоже хочется это все дело осуществить. Очень надеюсь, что в следующем году это все получится, потому что стараюсь сейчас закрывать все гештальты. В какой-то момент я осознал, что все, что ты оставляешь недоделанным в жизни…потом за тобой идет скорбик, потому что много друзей, с которыми начинаешь общаться…

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: И ворчит тебе: ты не съездил на Камчатку!

СТАС МОРЕ: Или я вот что-то там в жизни не успел, я мог бы стать таким-то. Надо делать, надо становиться, надо идти, надо быть первым, в мечтах своих реализовываться! Все как-то в путешествиях, все в этом состоянии, в радости, в общении.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А что ты написал в этом году? Скажи мне, какие твои самые любимые песни, которые в этом году ты написал и исполнил?

СТАС МОРЕ: Одна из любимых песней — эта песня, которая родилась на фестивале «Таврида.Арт» вместе с кампанией, которые назвались «Родные-любимые». Теперь это преобразовалось в большой форум и их сообщество. Я очень рад, что семейная повестка у нас в стране стала более актуальной. Следующий год — год семьи. Потому что все самое главное закладывается все-таки в человеке в семье. Сплочение семьей, какие-то интересные совместные увлечения и работа с семьями, я думаю, что это даст большие плоды. Сейчас даже осознаю то, что я к детям в основном выхожу, пою и общаюсь, это возможность как раз немножко разрешить проблемы в семьях, попробовать показать детям радостную картинку жизни, показать, что взрослый человек на примере своем может быть и вполне себе веселым, адекватным, классным, и с ним можно попрыгать, поскакать и быть искренним, откровенным. Потому что иногда задумываешься. Есть много злых людей. У Булгакова когда-то прочитал «Мастер и Маргарита». Из слов Иешуа, что злых людей нет, есть несчастливые. Все люди добрые. И чтобы человек вырос, был добрым и счастливым, нужно ему просто помочь, где-то согреть, где-то поддержать, расположить его к себе. Наверное, это мой путь в большом, глобальном смысле. Вот песня «Родные-Любимые» особенная. Я сейчас немножко издалека. И я вижу реакции. Очень много интересных реакций. Как раз у женщин возникают слезы на глазах порой, потому что проживают сентиментальные воспоминания из детства с детьми. У кого-то уже дети выросли, соответственно, уже не хватает, как у меня в том числе, таких очень тесных теплых историй. Гимн «Экосистемы» тоже особенная, интересная песня получилась. Хотелось рассказать про экологов и про экологию своим языком. Потом песни, которые написались, когда я летом ездил в один из детских лагерей. И там просили дети меня спеть песню про пельмени. Я не знал никаких песен про пельмени, и я написал эту песню.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Да, да ты что!

СТАС МОРЕ: Наверное, имеет смысл показать.

НАТАЛЬЯ МАНДРОВА: Давай, конечно.

СТАС МОРЕ: Говорить о песнях без того занятия… Мне нужно, чтобы вы мне тоже помогли. В припеве будет фраза «Я люблю пельмени», вот так отвечаете.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Хорошо.

(Поют)

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Ты гений, я считаю. А сам ты умеешь готовить?

СТАС МОРЕ: Да, я очень люблю и периодически занимаю кухню для того, чтобы что-то поварганить. Я люблю процесс, когда отключаешь какие-то заготовочные мысли, когда не берешь рецепты, а именно сам начинаешь добавлять по щепотке всего, как Баба Яга, чтобы получилось какое-то блюдо. Всегда какое-то новое проявляется звучание, и ты в этом растворяешь. Самое любимое, то, что я говорил, это мангал. Это прямо вообще! Когда с дымком, на свежем воздухе, в кампании… это прямо особый ритуал. У меня просто мама в детстве очень вкусно всегда готовила. Я не мог есть ни в каком виде в столовой еду, и даже запахи в столовой у меня вызывали отвращение. Единственное, я помню, в столовой пирожки вытаскивал, набирал, и это еще могло в меня как-то влезть. Мамина стряпня — это всегда было удивительно вкусно. И когда дома не было родителей, я помню, сам экспериментировал. Еще как-то запомнилось, как я пытался придумать новый рецепт блинов. Блины у мамы были всегда тоненькие такие, невероятные. Я тоже хотел к этому прийти. И я помню, когда месил весь состав, добавил варенье, что-то ещё, и блины получились не очень такого цвета с синевой. Но было вкусно. Во всяком случае мне мама и папа говорили: «Да, очень вкусно». Не знаю, лукавили или нет.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Думаю, да.

СТАС МОРЕ: Была утятница еще такая прозрачная, помню. Тамм тоже мама делала картошку с мясом. Это было очень вкусно, потому что мяса в 90-е годы вообще катастрофически не хватало. Это был самый большой праздник. У меня бабушка держала с дедушкой свинку сначала два раза год, потом раз в год. И этот праздник, когда происходило жертвоприношение, это было что-то невероятное. Это похлеще нового года, потому что очень было вкусно. И готовка стала тоже большой частью.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А ты будешь готовить сейчас? На стол что-нибудь будет от тебя? Какие там планы?

СТАС МОРЕ: Да, обязательно. Но я думаю, что-то, наверное, с птицей свяжу. Пока еще готовлю. Пусть сюрприз будет.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А, да?!

СТАС МОРЕ: Да, я обязательно об этом выложу, что-то расскажу. То есть у нас будет традиционно, безусловно, блюдо новогоднее — это оливье. Но у меня супруга за оливье всегда отвечает. Это будет холодец. Холодец я еще варю! Это тоже целый ритуал. Начинаю днем, заканчивая ночью, чтобы это все выварилось. Еще когда немножко начинаешь думать про здоровье… когда узнал, что там коллаген в составе. Все это влияет. А я недавно повредил плечо, занимаясь усердно домашним воркаутом, и еще больше стал холодцом увлекаться. Поэтому холодец однозначно будет. Ну и еще что-то интересное. То есть мы пока немножко друг другу тоже сюрприз готовим. Супруга будет что-то свое готовить, я что-то приготовлю. Будет такое застолье семейное.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Чем бы ты поздравил ребят с наступающим новым годом? Что бы ты им пожелал?

СТАС МОРЕ: То, что пожелал бы себе. Оставаться искренними. Сейчас такое время, когда вся фальша вылезает сразу наружу. Если когда-то можно было как-то, наверное, водить в заблуждение людей, то сейчас это бессмысленно и не экологично, потому что сама жизнь в последствии становится такой неинтересной. Начинаешь жить в придуманном и не всегда интересном тебе мире, и потом это заводит тебя в какие-то большие темные углы. Быть счастливым обязательно. То есть больше настроения радости, проявления радости. Соответствующей музыки, культуры сейчас довольно много. Вот песни Стаса Море способствуют в том числе. Пусть будет больше любви в жизни. И по себе знаю, что творчество в добре помогает в этом отношении. Помогать людям, окружающим, больше волшебных слов. У меня возникла такая идея тут недавно. С ребятами, участниками Движения общался, говорю: как бы здорово было… Вот нам не хватает порой в жизни волшебных слов. Мы их забываем, еще какая-то ситуация возникает. У нас же раньше был видеожурнал детский «Ералаш», там смешные истории рассказываются. Помню, в детстве были истории про маленького мальчика чернушные, хоррор истории. Почему бы не придумать какие-нибудь истории в поэтическом жанре про что-то доброе, как люди что-то доброе и красивое творят. Может быть, через детей визуализировать это. Может быть, снять целый видеожурнал. Может быть, мы в этом плане тоже вместе в следующем году посотрудничаем, что-такое придумаем.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Давай. Мне кажется очень клёвая идея.

СТАС МОРЕ: Да. Соберем ребят, кто пишет, творит, и вот такую историю создадим. Потому что такой визуальный пример — он очень заразительный. Особенно когда это действительно про что-то светлое и доброе. И много ребят, участников Движения, они в этом отношении реализуются. И когда видишь, как искреннее ребята рассказывают про то, как они помогают детским домам…Вот недавно мальчик рассказывал с горящими глазами, ему, наверное, лет пятнадцать: а мы с ребятами создали в нашем первичном отделении Движения Первых где-то в Ставропольском крае команду. Мы помогаем детям, глухим и слабослышащим, для адаптации, чтобы вместе существовать, чтобы у них не было ощущения, что они как-то отдельно живут. И он так радостно говорит, так здорово. Я говорю: какой ты молодец! Это так классно. Хочется вот таких историй больше. Хочется, чтобы о них как-то слышали люди, узнавали. Вот для этого, в том числе и я, стараюсь писать песни, которые способствуют и творчеству, и узнаваемости вот таких историй.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Слушай, на самом деле я хочу поздравить тебя с наступающим Новым годом. Сегодня пыталась вспомнить, сколько вообще всего в этом году произошло и сколько всего ты сделал для детей. Конечно, я тебе скажу, что от песни, которую вы записали вместе, пока ехали в поезде мечты от Москвы до Владивостока, я реально просто под огромным впечатлением. И от самого клипа, и от песни. Этот поезд мчит под бит колес. Потрясающе совершенно! И, конечно, то, что каждый раз ты с нами на наших семейных форумах и на «Родные-Любимые». Спасибо тебе огромное. Пиши еще, не останавливайся, пусть дети тебя продолжают вдохновлять, потому что мне кажется, что каждый ребенок, который есть в нашем сообществе, и дети пишущие, музыкальные мечтают с тобой спеть, что-то вместе сделать, ну и в принципе, увидеть тебя на наших мероприятиях, сфотографироваться. Ты, кстати, знаешь, что флешмобы были в этом году вместе со Стасом Море. Это, конечно, потрясающе. Спасибо тебе огромное за любовь, которую ты нам всем даришь и чувства и эмоции. У тебя действительно это хорошо получается.

СТАС МОРЕ: Спасибо большое, это все очень взаимно. В следующем году даже планирую как-то все-таки организовать свою творческую лабораторию, где смогу с детьми действительно плотно взаимодействовать и творить много-много классных песен и еще…

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: А я хочу тебе сказать. Давай мы тебе сделаем предложение. Мы в этом году запустили «Академию Первых». Давай, становись наставником, делай набор, собирай команду детей, пишущих, поющих, делайте команду в Академии.

СТАС МОРЕ: Хорошо, спасибо за приглашение. Я знаю, что у вас есть такая традиция, дарить семейному архиву фотографию. Я с собой принес новогоднюю фотографию моей семьи, сейчас как раз максимально актуальна.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Спасибо тебе огромное! Мы будем хранить его в нашем альбоме семейном «Родных-Любимых». Спасибо тебе, Стас. У нас тоже есть маленькие подарки. К сожалению, мы приглашали тебя вместе с сыном, но он приболел. Под новый год болеть как-то не очень здорово, но что поделать. Тут маленькие сюрпризы от Движения Первых. Постарайся, пожалуйста, довести до дома. Я знаю, что ты еще внутри ребенок, поэтому… это сыну!

СТАС МОРЕ: (смеётся) Все, договорились. Если что, то можно списочек написать. Спасибо большое! Я очень хочу поздравить вас. Я знаю, что у вас сегодня день рождения.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Это большой секрет. Ну хорошо!

СТАС МОРЕ: Тем более в преддверие нового года, когда такие совпадают даты, это очень здорово. Хочу пожелать вам сохранять эту радость, эту симпатию, любовь к детям, к детству. Потому что все проекты, которые вы ведете, начиная с большой перемены, это очень дорогого стоит. Я с восхищением всегда смотрю на детей, которые в этом реализуются. Этот успех потом продолжается и вырастает в какие-то большие движения, где дети уже становятся лидерами, собирают вокруг себя команды. И я уверен, что эти проекты, которые вы делаете, если это будет дальше продолжаться, приведут к тому, что мы будем жить в каком-то невероятно красивом мире и в этой прекрасной стране, где детям будет позволено воплощать свои детские мечты. Это все очень красиво.

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Спасибо тебе огромное! Я тоже хочу поздравить всех взрослых и сказать: «Дорогие взрослые, не живите зря».

СТАС МОРЕ: Да, чтобы больше было этого ощущения, что вас окружают родные любимые, и вы в этом плане тоже родная и любимая. Наверное, имеет смысл спеть эту песню (Стас Море, «Родные-Любимые»).

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Давай, это было бы здорово.

(Песня)

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Спасибо тебе огромное! Ну что, врываемся в 24 год?

СТАС МОРЕ: Да!

НАТАЛИЯ МАНДРОВА: Увидимся в будущем году.

СТАС МОРЕ: Обязательно!

#РодныеЛюбимые #ДвижениеПервых #КлассноеРадиоПервых
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл № ФС77-85015 от 10 апреля 2023 г. Учредитель сетевого издания: Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение Первых".

Главный редактор: Пронин Павел Вячеславович
Электронная почта: pvpronin@klassnoeradio.ru
Предназначено для лиц старше 6 лет.