Классное Радио «Движения Первых»

Школа "Безопасность в Движении"

Новое Смотри видео Читай тексты
Все мы так или иначе являемся участниками дорожного движения. Кто-то в роли пешехода, кто-то учится управлять или уже управляет велосипедами, скутерами, автомобилями или мотоциклами. Поэтому абсолютно необходимым является знание правил этого самого дорожного движения. И не только знание, но и безусловное их соблюдение.

В далеком 1973 году были созданы отряды Юных Инспекторов Движения. Они появлялись в школах, домах пионеров, клубах и даже в ЖЭКах. Главная задача, или, как сказали бы теперь, миссия, — активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков и обучение навыкам безопасного поведения на дороге.

Славная история ЮИДовцев продолжается и сегодня. Об этом мы и поговорим в сегодняшнем выпуске нашей программы "РАЗГОВОР ПО ДЕЛУ".

Наш гость - Валентина Кульбицкая, председатель общероссийской детско-юношеской организации "Юные инспекторы движения" (ЮИД).
О безопасности на дороге, популярности новых средств индивидуальной мобильности, электросамокатах, об открытии школ "Безопасность в движении", которые Движение Первых открыло при экспертной поддержке ЮИД - все это в сегодняшнем выпуске.

Ведущая - Анна Кабешова.
Смотрите РАЗГОВОР ПО ДЕЛУ и будьте внимательны на дорогах! Всегда и везде соблюдайте Правила Дорожного Движения, но, при этом, не забывайте о том, что не все поступают так же. Поэтому, еще раз, будьте внимательны! Лучше подождать минуту, чем потом годами устранять последствия. Понимаем, что это прописные истины, однако именно они помогают избежать массы неприятностей.
ТЕКСТОВАЯ ВЕРСИЯ:

АННА КАБЕШОВА: Всем привет! Это «Классное радио «Движения Первых» и вы смотрите или слушаете «Разговор по делу». Наверняка многие из вас любят кататься на самокатах или велосипедах, может быть ездят на машине вместе с родителями в качестве пассажира, ну или хотя бы ходят по дорогам. Специально для вас мы сегодня пригласили в нашу студию Валентина Кульбицкую, председателя организации «Юные Инспекторы Движения».

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Здравствуйте, уважаемые слушатели!

АННА КАБЕШОВА: Сегодня мы как раз поговорим о безопасности дорожного движения и о совместном проекте ЮИД и «Движения Первых» о школах «Безопасность в движении». Давайте сразу начинать с главного. По моим наблюдениям, тема безопасности дорожного движения стала одной из приоритетных в образовании и просвещении. Почему так вышло и вообще что стало ключевым поводом для сознания проектов направленных на просвещение молодежи в этом вопросе?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Здорово, что вы отметили именно такой всплеск интереса, но по моему ощущению и по моим знаниям, эта тема всегда была актуальна, она никогда не уходила и даже в тот сложный период для нашей страны, когда была достаточно такая непонятная политическая обстановка, когда многие движения исчезали, появлялись разные организации, занимающиеся детьми. Юные Инспекторы Движения оставались. Почему? Потому что тема очень актуальна, она всегда будет сопровождать каждого из нас, то что каждый из нас, как вы уже сказали, является либо водителем, либо пешеходом, либо пассажиром.

АННА КАБЕШОВА: Я согласна, что организация действительно давно начала свою деятельность, я тоже сама когда-то была ее членом. Помню, как в начальной школе вместе с педагогом разбирали правила дорожного движения, как я каталась на велосипеде в актовом зале, готовилась к городским соревнованиям. Расскажите поподробнее о совместных проектах «Движения Первых» и ЮИД. Вообще, как «Движение Первых» и ЮИД делают дороги безопаснее для детей?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Анечка, обязательно расскажу, но в первую очередь хотелось бы сказать, я очень рада вас встретить, потому что каждый раз, когда мы встречаем ребят выходцев из Юных Инспекторов Движения, мы устраиваем обнимашки. Мы обязательно с вами пообнимаемся, поэтому я буду бороться на протяжении всей нашей записи с этим желанием действительно подойти вас и обнять. И вы, как участник нашей организации, можете сказать, что конкретно делают ребята в «Юных Инспекторах Движения» и почему это важно. Поэтому на самом деле это все очень легко и очевидно. И что самое ключевое в Юных Инспекторах Движения — это не придуманное. Нашей организации не нужно думать над тем, чем заполнить пребывание ребят, чем им заняться. Это все то, что диктует сама по себе жизнь. Безопасность, особенно дорожная, как и в принципе любая, она становится такой неотъемлемой частью нашей жизни, я бы сказала составляющей культурного кода. Когда ты ее знаешь, понимаешь и получаешь, впитываешь с самого детства, для тебя нет потом никаких проблем с точки зрения твоей безопасности повседневной, потому что ты делаешь это как вот зубы почистить, ты понимаешь, проснулся, почистил зубы. Точно также переходя через дорогу, ты просто уже на автоматизме совершаешь определенные действия. С «Движением Первых» мы вполне логично занимаемся вопросами привития навыков безопасного поведения в дорожной среде. Вот я представляю, как это ужасно звучит для уха обычного человека. В жизни о чем это? Это все то, что окружает нас и все, что связано с дорогой. Мы в Движении занимаемся не только воспитанием культуры поведения участников дорожного движения, но также помогаем ребятам определиться со своей будущей профессией. И делаем это через навыки, знания, инструменты различные, которые связаны непосредственно с дорожной тематикой. И вот как раз с «Движением Первых» мы разрабатываем и реализуем мероприятия, потому что все мероприятия, которые мы сейчас делаем, мы можем сказать, что мы делаем с «Движением Первых», потому что мы являемся коллективными участниками «Движения Первых». Наше взаимодействие не означает, что вот на уровне Федерального центра разработали проект, как мы запустили проект, очень прекрасный, мы о нем сегодня с вами поговорим, но если говорить о общем нашем взаимодействии, у «Движения Первых» есть свои региональные отделения. Точно так же и у ЮИДА. И коллеги на местном уровне, в том числе, находят точки взаимодействия для того, чтобы… Страна у нас большая, мы не можем всех под копирку, придумать один проект и всем одинаково дать. Поэтому мы всячески здесь поощряем вот это взаимодействие, чтобы люди находили больше новых форм, каким образом вовлечь молодежь в позитивную деятельность, потому что наша деятельность, она все-таки позитивная и направлена на созидание. Все, что мы делаем, оно для сохранения жизни.

АННА КАБЕШОВА: Почему именно просвещение, на Ваш взгляд, самый эффективный способ в снижения травматизма на дороге, ДТП, аварий и вообще вот проблем связанных с дорожным движением?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Конечно, нужен комплекс. Не только просвещение. Я не буду лукавить - только комплекс мер, в том числе штрафы, наказания… Но наказание, согласно психологии, оно не может быть тем самым инструментом, который приведет человека к правильному поведению. Человек должен действительно поверить, что в автомобиле нужно пристегнуться, что когда ты передвигаешься на самокате, велосипеде – необходимо носить средства защиты. Мы, как специалисты в этой теме, мы понимаем, что жизнь вообще, если посмотреть на статистику ДТП, она состоит из случайностей. Ни одно ДТП не происходило, ну наверное, какое-то и происходило, не буду так голословно утверждать… Давайте так скажем, 99% ДТП, люди специально их не совершали. Это все с ними просто произошло. Дальше мы смотрим: почему это с ними произошло? И когда начинаем анализировать поведение человека, понимаем, что здесь он так подумал, а другой эдак. Есть этот старый анекдот – «Я думал, что проскочу». А это говорит – «Я 10 лет за рулем, у меня не проскочишь!». Эта история про то, что все время люди переоценивают свои возможности. А в чем сложность дорожного движения? Дорожное движение — это поле. Если кто увлекается программированием – поймет быстрее. Это столько параметров, которые невозможно предусмотреть – не сосчитаешь. То есть это не тысячи, не сотни тысяч, это миллионы параметров, которые могут произойти в данную секунду, в данный момент времени. Это не значит, что мы должны ходить по улице и смотреть на небо, боясь, что вдруг что-то упадет, ведь это тоже один из параметров. Но то, что мы все время должны быть готовы к этому, это однозначно.

АННА КАБЕШОВА: Давайте поподробнее остановимся на совместном проекте ЮИД и «Движения Первых» - школах «Безопасность движения». Насколько я знаю, инициатором этой идеи был простой школьник и активист. Расскажите вообще, как зарождался проект и где сейчас работают первые подобные школы?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Я рада, что слова Даниила повлияли на людей, которые принимают решения в «Движении Первых». Всегда должен быть, у каждого свой толчок к развитию какого-либо проекта. Поэтому отлично. Для меня важен результат, а результат - то, что проект запустился. Если в декабре месяце мы запустили первые пять городов, вот буквально на этой неделе присоединился к этому проекту еще один город – Чита (Забайкальский край). Еще семь регионов запустятся в ближайшие дни практически. И проект пока, на данном этапе, будет действовать до конца июня. Мы как раз посмотрим на его результаты: чем он хорош, для чего нужен вообще, о чем этот проект. Школа безопасного управления средствами индивидуальной мобильности. Вот ключевая суть данного проекта. То есть мы обучаем ребят управлять этими современными транспортными средствами. Ребята совершенно бесплатно могут прийти и научиться управлять самокатом, велосипедом. При этом возраст участников - от 6 лет. Мы найдем подход каждому участнику, потому что обучать взрослого и обучать ребенка - это совершенно разные методики и сам процесс по другому строится. Что конкретно и почему это интересно и весело. Когда проходит обучение в данной школе, это не лекция, не какой-то семинар, теоретическая история. Это - сочетание в игровой форме практического занятия, где тебе инструктор показывает, рассказывает и корректирует тебя. То есть ты можешь попробовать это действительно сделать, что ты правильно делаешь, что неправильно делаешь. И вопросы, которые поднимаются для того, чтобы управлять самокатом… Тут же много нюансов есть, начиная от знаний правил дорожного движения. Есть определенные вещи, которые необходимо знать, что же тебя, скажем так, определяет на дороге. А то мало ли, даже сотрудник Госавтоинспекции подойдет, а штрафует, а ты же даже не понимаешь почему. Скажем так, небольшая шпаргалка из правила дорожного движения. Кстати, не надо бояться Правил Дорожного Движения. Это так кажется, что они большие, страшные и сложные. Но я рекомендую, даже если вы пешеходы, обязательно с ними ознакомиться. Мы обучаем, даем вот эту информацию обязательно, рассказываем о тех ловушках дорожных, которые могут быть, потому что не всегда человек может спрогнозировать вообще дорожную ситуацию. Это же все связано с нашим опытом. А дети не имеют такого опыта как взрослые, для того, чтобы рассчитывать, что они сами подумают, какую тему им было бы интересно. Поэтому инструктор и это показывает. Обязательно учат, как в принципе управлять самокатом, потому что очень важно понять равновесие, как преодолевать препятствия, какие препятствия, так называемые «лежачие полицейские», которые в ПДД называются искусственной неровностью. И так далее… Как преодолевать пешеходные переходы, что делать, если у тебя на пути встречается ремонт дороги, и так далее. То есть мы в практической форме поясняем, как необходимо с этим справляться. Ну и естественно это непосредственно уже маневрирование управления. Сначала теория, практика, теория, практика. В течение часа человек получается первичные знания. С одним человеком чем больше ты занимаешься, тем лучше конечно же. Одно занятие и ты по сути погружаешься. Обязательно приходите, учитесь… Потому что помимо того, что научитесь, еще и найдете много друзей, единомышленников, которые точно так же переживают за свою безопасность, безопасность окружающих и поэтому ответственно относятся к тому, что на дорогу можно выходить только тогда, когда ты умеешь это делать.

АННА КАБЕШОВА: Что самим ребятам больше всего нравится в образовательной программе школ? Какие есть первые отзывы?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Я думаю, что я не открою здесь Америки, конечно же все любят практику. Поэтому наша задача - находить те формы, которые будут интересны ребятам. И в данном случае, помимо самой практики, это всегда так называемые скрытые инсайты. Мы привыкли мыслить и смотреть на процессы линейно. Черное - черное, белое - белое. А что стоит за этим черным-белым, в том числе, какие психологические мотивы нарушений, поведений различных — вот это как раз наша задача. Мы всегда выходим на разговор о безопасности дорожного движения не со слов о том, что умеете ли вы, знаете ли вы. Мы всегда разбираем мифы, барьеры. Это то, о чем можно подискутировать, когда у тебя у одного человека - одно мнение, у другого - другое. Без этого спора невозможно заинтересовать и убедить человека. Чем младше ребенок, тем проще. В том плане, что ребенок начальной школы - он тебе доверяет. Ты ему скажешь, вот это книга, он тебе поверит, что это книга. А подросток 10-11 класса может начать дискутировать - буклет это или книга, потому что уже есть свое мнение. И не только свое мнение, а определенный жизненный опыт. Это как раз ключевая задача тренеров, инструкторов, которые являются педагогами, психологами, в каких-то вопросах - воспитателями. Наша задача использовать это время таким образом, чтобы человек задумался и изменил поведение, если оно было неправильное.

АННА КАБЕШОВА: А как стать учеником такой школы? В каких уже городах это можно сделать, а какие чуть позже присоединятся к проекту?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Ну я думаю, что вы лучше меня знаете, ссылку на сайт, на котором можно записаться в школу. Будьвдвижении.рф. Там мы находим наш проект, на него переходим, ну и, соответственно, выбираем свой регион. Я уверена, что вам очень понравится. Зачем слушать нас, когда можно просто прийти и проверить, как это на самом деле.

АННА КАБЕШОВА: Есть ли какие-нибудь форматы взаимодействия для ребят, которые живут в маленьких городах и селах и не могут очно ходить на занятия? Есть, может быть, какие-то онлайн форматы?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Конечно! Наша школа помимо практической части, подразумевает и онлайн обучение. Все можно найти по той же самой ссылке. И даже тем ребятам, которые приходят к нам на занятии, я в любом случае рекомендую либо до, а лучше и до, и после проверить свои знания.

АННА КАБЕШОВА: Мы сегодня уже упоминали, что Юные Инспекторы Дорожного Движения — это организация с длительной историей. 6 марта 2023 года организации исполнилось 50 лет, с чем мы сердечно поздравляем…

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Спасибо! Такие юные инспекторы, уже не юные, да?

АННА КАБЕШОВА: Давайте подведем краткие итоги, что за это время уже удалось сделать и какие планы на следующие 50 лет?

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Ну знаете, здесь так много достижений, постараюсь не сильно долго рассказывать. Если говорить о количественных показателях… Не люблю количественные показатели, но это красиво звучит. Через наше Движение в качестве воспитанников прошло более миллиона ребят за все годы. На данный момент в наших рядах (на начало прошлого года, мы как раз к концу этого года сейчас подводим итоги, не буду говорить, пока нет финальных результатов), но начало прошлого года это было 465 тысяч детей. Мы существуем во всех субъектах Российской Федерации, во всех 89. Потому что движение зарождалось еще при СССР, соответственно, выжили ребята и Движения в Запорожской, Херсонской областях, в ДНР и ЛНР. Выжили. Действительно выжили, им еще сложнее было, они пробрались и действительно продолжают эту работу. Глобально, наша деятельность сегментируются на три больших блока. Первое - ребята изучают и развиваются, то есть изучают информацию, правила дорожного движения — это вообще наш кодекс, настольная книга. Соответственно, семинары, лекции, обучающие онлайн-курсы и так далее. Это один блок, который направлен на их собственное саморазвитие. Второй блок — это уже вовне. Вовне это как раз пропаганда безопасности дорожного движения, она имеет большое количество форм, каким образом это можно делать. Это и участие вместе с Госавтоинспекцией в различных рейдах, это то, что может быть кого-то привлекает за счет того, что ты приобщаешься к этой службе. Это и ведение различных блогов, аккаунтов в социальных сетях, создание газет. У нас есть своя газета «Добрая дорога детства». С точки зрения результатов для нас ключевое — это именно наша деятельность. Сколько людей мы постоянно охватываем, вовлекаем. Как бы я охарактеризовала Юных Инспекторов? Это такая созидательная деятельность в дорожной инфраструктуре, то есть связанность с дорожной инфраструктурой. Это не обязательно вырастить и стать сотрудником Госавтоинспекции, хотя кого-то и это привлекает. Естественно, человека в первую очередь привлекают друзья, дружба, общение, возможности. Для нас действительно важно, чтобы человек, придя к нам в Движение, нашел друзей, определил себя, вообще понял, какие у него есть возможности. Получил те навыки и знания, которые помогут ему в будущем стать полноправным членом этого общества.

АННА КАБЕШОВА: Еще раз поздравляем с такой крупной датой! Но, как известно, в день рождения принято дарить подарки, поэтому у меня хорошая новость для наших слушателей. В честь 50-летия ЮИД мы дарим 10 вот таких замечательных книг от Юных Инспекторов Движения. Первым десяти слушателям, которые пройдут онлайн обучение на сайте Школы «Безопасность в движении», мы подарим книгу, вот так она выглядит, «Ох уж эта Белкина или как Витя в ЮИД попал». От Наталии Отто, автора и, в том числе, участницы «Движения Первых». Мы потихоньку заканчиваем наш подкаст. Спасибо большое, что пришли к нам в гости, было очень приятно пообщаться!

ВАЛЕНТИНА КУЛЬБИЦКАЯ: Я надеюсь, что мы не последний раз встречаемся, потому что нам есть что обсудить, что рассказать ребятам. Я думаю, что это может стать очень хорошей традицией!

АННА КАБЕШОВА: Будем ждать в гости, ну а с вами мы встретимся в следующих выпусках. Будьте в Движении и помните о безопасности! Пока-пока!
#БезопасностьвДвижении #ШколаПервых #ДвижениеПервых