Классное Радио «Движения Первых»

Антон Горелкин: Государство и киберзащита.

Новое Смотри видео
Классное радио "Движения Первых" совместно с Альянсом по защите детей в цифровой среде продолжает серию программ, посвященных Информационной Безопасности.

В новом выпуске РАЗГОВОР ПО ДЕЛУ. ИНФОБЕЗОПАСНОСТЬ, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике Антон Горелкин рассказал о роли государства в защите детей от опасностей в сети.

Мы порассуждали о том, на ком в первую очередь лежит ответственность за безопасное пребывание в интернете - на родителях или государстве? Почему с детьми важно разговаривать, а запреты не работают? Вы узнаете, исходя из какого принципа соцсети рекомендуют нам тот или иной контент и как это влияет на наше мнение, а также о том, на каких платформах наиболее высокий риск столкнуться с деструктивной информацией.
ТЕКСТОВАЯ ВЕРСИЯ:

СОФИЯ БОРИСОВА: Всем-всем пламенный привет из студии «Классного радио «Движения Первых». Это «Разговор по делу». Меня зовут София Борисова и сегодня у нас в гостях Горелкин Антон Вадимович, заместитель Председателя комитета Государственной Думы по информационной политике и Председатель правления РОЦИТ. Здравствуйте!

АНТОН ГОРЕЛКИН: Здравствуйте София!

СОФИЯ БОРИСОВА: Антон Вадимович, расскажите, как Государство помогает оградить детей от опасности в интернете?

АНТОН ГОРЕЛКИН: У нас есть флагманский закон «О защите детей от информации причиняющей вред здоровью». Этот закон подразумевает возрастную маркировку. У нас пять видов возрастной маркировки и любой контент, который выходит в рунете, обязан маркироваться. Понятно, что дети, а я тоже отец двоих детей и очень хорошо это понимаю, дети могут не обращать внимание на эту маркировку и смотреть контент, который для них пока не предназначен. Но здесь наши родители должны следить за этим, внимательно анализировать и быть на связи с своим ребенком, понимать его чаяния, устремления. Я понимаю, что все мы очень много работаем, заняты, но тем не менее, только здоровый полноценный контакт родителей с детьми, педагогов с детьми, потому что я сторонник того, чтобы в школе учителя меньше занимались отчетностью, а больше все-таки занимались детьми, потому что дети часто своих учителей видят больше, чем своих родителей. Так устроен наш мир. Государство сформировало правило, как я уже сказал, есть закон. У нас есть также работающий закон о самоконтроле социальных сетей и социальные сети, работающие на территории нашей страны, обязаны выявлять противоправный контент и блокировать его. С точки зрения законодателей, весь контур, связанный с защитой детей, он у нас есть. Есть проблемы с его правоприменением, есть проблемы с исполнением, но постепенно, а я вижу в разрезе нескольких лет, как ситуация меняется в лучшую сторону.

СОФИЯ БОРИСОВА: А Вы, как отец и как заместитель Председателя комитета Госдумы по информационной политике, как Вы считаете, кто несет ответственность за безопасность детей в интернете родителей или все-таки Государство?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Здесь должно быть четкое разделение. Государство формирует правила, основные понятия и дорожные карты как себя ребенок должен вести, формирует требования к цифровым платформам, к медиа. А родители должны следить за своим ребенком, как я уже сказал, быть с ним на связи, чтобы эта связь была нерушимой, эта тонкая нить не разрывалась между папой, мамой и ребенком. Это очень важно. С точки зрения законодательства, по семейному кодексу ответственность несут родители прежде всего. Но задача государства создать условия, построить необходимую систему. И родители должны ориентироваться на то, что создает государство: на законы, на требования. Здесь государство должно выступать помощником, активным помощником родителей. Но Государство не сможет каждому ребенку представить специально отобранного сотрудника, который будет внимательно следить, что он читает, что он смотрит. Здесь важна активная позиция родителей и каждый родитель по-разному решает этот вопрос. Кто-то ставит детские аккаунты специальные, которые ограничивают контент.

СОФИЯ БОРИСОВА: У меня есть младший брат, ему 8 лет, и родители тоже поставили ему родительский контроль. А Вы как со своим сыном? Получается, Вам смс приходят какие-то на телефон?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Да, я поставил своему семилетнему сыну родительский контроль, и он очень эффективно работает. Я четко вижу тот контент, который у меня ребенок потребляет, во что он играет. Сначала с его стороны было определенное возмущение, почему Большой Брат, а точнее Большой Папа за ним следит. Но я ему объяснил. Тут важно, понимаете, не разрывать эту тонкую коммуникационную нить между родителями и детьми. Важно не просто что-то сделать, что-то заблокировать, нужно объяснять, почему я так поступаю, объяснять свои мотивы, очень важно разговаривать со своими детьми. У нас, я очень рад, что онлайн-кинотеатры сделали специальные детские аккаунты. Доступ к взрослому контенту там можно получить только по пин-коду, и родителям также приходят смс, если ребенок пробует посмотреть что-то 18+. Тем не менее, есть проблема пиратских видео, пиратских онлайн-кинотеатров, где контент 18+ доступен всем. И пиратам все равно, кто это смотрит - ребенок или взрослый человек. Это довольно опасная история, и предотвратить это могут только родители, которые должны внимательно следить, что ребенок смотрит, о чем он говорит, чем он живет. Потому что, так или иначе, если ты не проконтролировал, что он посмотрел, то по косвенным признакам, общаясь со своим ребенком, ты поймешь, что вот он что-то посмотрел взросленькое. Я например, всегда, когда я общаюсь со своим семилетним сыном, четко чувствую, что вот он что-то посмотрел запрещенное, и мы начинаем анализировать, а где он это посмотрел, а ему там друг показал с телефона или вот как-то другим механикам, это все можно вычислить. Важно чтобы родители чувствовали своего ребенка, занимались элементарно. Я понимаю, что мы все очень заняты. Вот сейчас - семь вечера, у меня сын уже пришел из школы еще час назад из первого класса. Я с Вами сейчас обсуждаю важную проблематику воспитания, но тем не менее, я знаю, что сейчас мой ребенок не один, он там с бабушкой и с мамой. Поэтому я спокоен за него. То есть важно чтобы…. Я это говорю к тому, что мы все очень много все работаем, но тем не менее: несмотря на всю нашу занятость, загрузку, стрессы, важно все-таки заниматься детьми. Потому что это - самое главное. Мы много рассуждаем сегодня о смысле жизни, для чего мы живем, но с точки зрения природы, успешен не тот, не то живое существо, которое заработало больше денег, а то, которое очень эффективно смогло сформировать свое потомство, продлить себя через геном. И очевидно, что главный основополагающий смысл жизни как раз в продлении себя через передачу наследственной информации. Потому что технологии продления жизни не изобрели и единственное продление жизни у нас - через детей. Я тут подвожу к самому главному. А если самое главное это дети, то вполне логично, что нужно детьми своими заниматься, чтобы потомство было качественным, высоко интеллектуальным, эффективным, эффективно живущим на этой планете, эффективно потребляющим знания и создающим славу своей стране и своим родителям.

СОФИЯ БОРИСОВА: Ну если с маленькими детьми все понятно: моему младшему брату просто купили телефон и сразу же подключили родительский контроль и объяснили, что так будет безопаснее, он все понял. А что делать с подростком? Ты же не придешь в комнату к 14-летему подростку и не скажешь, ну-ка доставай свой телефон! Какие рекомендации Вы можете дать тем родителям, которые беспокоятся за безопасность своих детей, в том числе подростков в интернете.

АНТОН ГОРЕЛКИН: Здесь у меня для Вас есть ответ, потому что помимо 7-летнего сына у меня есть 16-летняя дочь (смеется).

СОФИЯ БОРИСОВА: Вот тогда как родитель….

АНТОН ГОРЕЛКИН: Да, поэтому Вы знаете, я абсолютно не комплексую на тему зайти к своей дочери, предварительно, постучавшись, естественно, и поговорить с ней на тему: «А что ты, собственно, сегодня смотрела? Почему, когда у тебя уроки идут в школе, я вижу, что ты была в телеграм? Я вижу, что ты была там в других мессенджерах? Почему, когда идет урок, а твоя задача сейчас не зарабатывать деньги (этим занимаются родители), твоя задача одна — это получать знания, получать и эффективно потреблять знания, чтобы в будущем стать полноценным гражданином своей страны, сделать карьеру, стать успешной и так далее, и тому подобное. Ты получаешь знания. У нас с тобой общественный договор - мы обеспечиваем всю инфраструктуру, начиная от биологических потребностей и заканчивая наличием всех технологий, которые тебе необходимы для получения образования, а это книги, это школа, это знания самые разнообразные, мы обеспечиваем инфраструктуру для их получения. А твоя задача - учиться, учиться, эффективно учиться. И в этой связи у меня вопрос: если у нас с тобой есть определенный договор, у нас есть четкое разделение обязанностей, почему ты, когда идет урок, находишься где-то в мессенджерах, с кем ты переписываешься, когда идет математика?».

СОФИЯ БОРИСОВА: Папа! Я контрольную списывала по физике, не ругайся, пожалуйста!

АНТОН ГОРЕЛКИН: В общем, у меня нет комплексов на тему пообщаться. Я никогда не кричу, не агрессирую, но дочь, как мне кажется, меня понимает очень хорошо и мы с ней находим точки соприкосновения. Она объясняет мне то, почему она поступила так или иначе, и мы как-то стараемся поправить эту ситуацию. Я понимаю, что с подростками сложнее и еще раз подчеркну, помимо родителей очень важна активная позиция учителей. Мне близка советская система образования тем, что там учитель был как второй родитель, он не занимался «потемкинскими деревнями», не делал какие-то отчеты с утра до вечера. А внимательно следил за тем, что происходит у него в классе. Мой идеальный учитель — это педагог, который не только дает знания, но и внимательно анализирует связи внутри класса, внимательно смотрит, чтобы не было ущемлений, чтобы не было буллинга. Если он видит какие-то точки напряжения, он алармирует, он говорит, он общается с родителями. Потому что, понимаете, родители - на работе и педагог видит их детей чаще, чем сами родители. Поэтому здесь очень важна активная позиция учителей. Нам нужно формировать новый взгляд на профессию учитель и стремиться все-таки к новому образу. Я согласен, что надо платить этим людям больше, потому что они занимаются самым ценным, что есть у человечества — это дети, это потомство.

СОФИЯ БОРИСОВА: А вот возвращаясь к родителям, давайте топ-5 рекомендаций. Вот я, мама Петя Васечкина, я очень беспокоюсь за его безопасность в интернете. Топ-5 рекомендаций.

АНТОН ГОРЕЛКИН: В первую очередь нужно внимательно смотреть, что ваш ребенок смотрит, читает, нужно знать друзей своего ребенка, видеть их, общаться, понимать, что это за люди.

СОФИЯ БОРИСОВА: А второе?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Нужно общаться с учителями, нужно видеть все вот это комьюнити вокруг своего ребенка. То, в чем он находится нужно, конечно, контролировать. Это очень важно. Никто, кроме родителей, этого не сможет сделать. Очень важно быть не просто родителем, но и другом, понимать его потребности, его увлечения. Потому что я часто слышу разговоры, что вот эти новые какие-то там гаджеты, новые игрушки, новые ролики, которые мы смотрим и не понимаем… И часто разговоры, что вот, а в наше время… А новое поколение уже не то...

СОФИЯ БОРИСОВА: То есть, деструктивный контент какой-то?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Нет, сейчас я говорю не про деструктивный контент, а о том, что нужно не бояться родителям принимать вот это новое, то, чем увлечен ребенок сегодня. Потому что вполне очевидно, то, чем увлекались мы 20 лет назад, сегодня ребенок живет в другом мире, то, что мир стремительно меняется. И важно здесь не закрываться в своей скорлупе, а быть рядом с ребенком и понять, почему он увлекается вот этим. Понять своего ребенка. И если ты видишь, что он потребляет какой-то деструктив, то стараться не просто заблокировать, потому что понимаете, одними блокировками ты проблему не решишь. Если ему что-то очень интересно, он найдет способ это посмотреть, и здесь нужно подходить более глубоко к этому процессу. Нужно объяснять и общаться почему это деструктив, говорить со своим ребенком. Если этот момент упущен, то мы, к сожалению, порой наблюдаем очень трагические истории.

СОФИЯ БОРИСОВА: А на каких платформах чаще всего дети могут столкнуться с деструктивным контентом?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Вы знаете, я очень рад, что в нашей стране «самоограничился» Тик-ток. Сегодня же новый контент там не выходит, и я этому очень рад. Потому что там такой большой объем информации, что администрация Тик-ток пока не нашла способов, как детей ограничивать от деструктивного контента. Там все смиксовано, и за вполне себе удобоваримым контентом может следовать откровенный деструктив. И рекомендательный движок этой платформы, он очень продвинутый, но не нацелен на ограждение от деструктива. Он нацелен на то, чтобы вокруг ребенка сформировать такой информационный кокон, чтобы он все время потреблял, потреблял, потреблял. Чтобы он не выходил из платформы как можно дольше, потому что каждый конкретный пользователь, каждый конкретный индивидуум платформы - это деньги. И платформа заточена на то, чтобы зарабатывать на каждом пользователе деньги, потребляя персональную информацию, формируя из этого глубокое профилирование, необходимое для рекламного бизнеса, для больших компаний. То есть там социальная задача каким-то образом оградить от деструктивного контента, она не реализуется. И не только на Тик-токе, но и на многих других платформах. И здесь очень важно ребенку привить определенные правила цифровой гигиены, чтобы у него были четкие предохранители, что даже если он… Понимаете, мы никогда не оградим ребенка от деструктивного, все равно он так или иначе будет что-то видеть и что-то потреблять. И здесь важно сформировать у ребенка правильные предохранители, чтобы он правильно это воспринимал и сам себя мог оградить от этой информации. Это гораздо эффективнее, чем если мы заблокируем это здесь, здесь и здесь, но поверьте мне, это вылезет в другом месте. Сетевой мир так устроен. Здесь не работают какие-то оффлайновые принципы, когда вот мы взяли там в помещении, закрыли дверь на ключ и все. И сидит человек в полном вакууме. В сети так невозможно. Поэтому здесь очень важно, чтобы в школах адекватно преподавалась цифровая гигиена, цифровая грамотность, а с этим есть большие проблемы. Я когда сам приезжаю куда-то в школу, рассказываю детям о каких-то элементарных правилах цифровой грамотности, я вижу насколько разный уровень у детей. Кто-то не знает как заблокировать какой-то контакт, который пытается шантажировать, и ребенок не понимает как даже заблокировать, а это элементарные какие-то скилы. А кто-то уже умеет продавать криптовалюту, кто уже в возрасте 6 класса уже сидит на криптовалютных биржах. Тем не менее, глобально эта проблема не решена и не только в нашей стране, в целом в мире эта проблема, к сожалению, пока не решена.

СОФИЯ БОРИСОВА: А вот как работают рекомендации в моих социальных сетях?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Рекомендательный алгоритм - это краеугольный камень цифрового бизнеса. Цифровые платформы собирают большое количество данных о человеке и им не важно кто это - взрослый или ребенок. Они собирают данные не только о вашем поле, возрасте, ваших увлечениях. Данные собираются самые разнообразные, которые трудно даже представить: какие-то нюансы использования вашего гаджета или данные в сообщении, в том числе с ваших мессенджеров. Данные самые разнообразные - каждый лайк, каждое движение клавиши, даже ваша фокусировка на несколько секунд на какой-то фотографии или на каком-то тексте. Все это так или иначе обрабатывается рекомендательным алгоритмом, после чего формируется индивидуальное, персональное предложение для вас, которое вы видите в вашей ленте. Также формируется персональная реклама для вас и очень большая проблема, что многие цифровые платформы так или иначе злоупотребляют своими рекомендациями, продвигая порой деструктивный контент или пытаются влиять на политическую ситуацию в той или иной стране, влияя на выборы президента, депутатов и так далее. Такие случаи уже есть.

СОФИЯ БОРИСОВА: Как именно рекомендации могут повлиять на моё мнение?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Они подмешивают вам тот или иной контент - вы его читаете. И пытаются как-то формировать ваше мировоззрение. Причем это подмешивание может быть настолько виртуозным и эффективным, что человек может этого не замечать, а рекомендации постепенно погружают его в информационный кокон, информационный мыльный пузырь, формируя его взгляды. Мы в этом году приняли важнейший закон, его подписал Президент. Это мой закон о регулирование рекомендательных алгоритмов. Он обязывает цифровые платформы публиковать основные правила работы рекомендаций. Более того, сегодня наш регулятор Роскомнадзор может получать доступ к рекомендациям, анализировать правильно ли, адекватно ли он работает или он работает с определенными манипуляциями. И если Роскомнадзор видит, что с помощью рекомендаций цифровая платформа манипулирует общественным мнением, он может запретить использование рекомендательного алгоритма. Уже сегодня это есть в нашем законодательстве, то есть все инструменты сегодня есть. Если вы чувствуете, что платформа пытается вам подмешивать какой-то странный с вашей точки зрения контент, вы можете пожаловаться в Роскомнадзор. И Роскомнадзор проведет по этому поводу проверку.

СОФИЯ БОРИСОВА: Есть ли какие-то структуры или организации, которые накапливают персональные данные детей подростков и потом используют их в злых целях?

АНТОН ГОРЕЛКИН: Сегодня практически все цифровые платформы так или иначе накапливают данные не только о взрослых, но и о детях. Вы знаете что по итогам прошлого года у нас зафиксировано рекордное количество утечек персональных данных. Фактически на большую часть граждан России сегодня есть «глубокие профили», которые злоумышленники могут использовать в различных целях - в целях обмана, шантажа и так далее. Здесь очень важно чтобы ребенок умел с этим адекватно справляться. Он должен уметь выявлять такие механики, он должен не бояться привлекать родителей, педагогов, должен уметь блокировать тот или иной контакт. Здесь важно не размещать какие-то компрометирующие фотографии в сети и на облачных сервисах. Это очень важно, потому что все, что вы загружаете в сеть, может в какой-то момент оказаться в доступе у злоумышленников. Это нужно четко понимать. Также, есть механики когда с помощью дипфейков делаются поддельные фотографии, видео и потом пытаются молодых людей шантажировать. Здесь тоже нужно уметь адекватно отреагировать. Таким образом пытались шантажировать мою дочь, но она обратилась ко мне и мы очень оперативно решили этот вопрос. Она написала этому злоумышленника что все, мы пишем заявление в полицию, он тут же удалил свой аккаунт, испугался. Видимо это был какой-то ее одноклассник или кто-то из школы под анонимным аккаунтом.

СОФИЯ БОРИСОВА: Спасибо Вам большое за очень классную беседу! У нас гостях был Горелкин Антон Вадимович, заместитель Председателя комитета Государственной Думы по информационной политике и Председатель правления РОЦИТ.
#АнтонГорелкин #КлассноеРадиоПервых #Инфобезопасность #РазговорПоДелу